По Байкалу 10 дней.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus

По БайкалуСразу прошу прощения если в отчёте будут ошибки и неточности. Фото делали мои друзья. Кое где нет даты. Юра забыл поставить в начале похода.  Есть видеосьёмка. Но ещё не обработана. Я тоже лоханулся, не поставил дату на камере.  Юра снимал на видео с датой. Позже постараюсь выложить.  И так:

Прочитав отчёт москвичей которые в 2012г. прошли вокруг Байкала  притаранив ВСЁ с Москвы! Я понял что я жизнь проживу зря, если Я, живя в Иркутске, не пройду по Бакалу так-же как они, ну или примерно как они.

У друзей есть РИБ  Мустанг 540,

у меня соответственно Ротан 420….!!!

А чего, бы не рвануть?!  Уговаривал недолго (пот бутылочку), они авантюру приняли, и согласились!  А по причине того, что соглашение было закреплено крепким мужским тостом, и не одним,  то они протрезвев, уже, как порядочные мужики, не смогли отказаться!

Опыт хождения на лодке по Байкалу у меня  кое-какой был, о чём можно прочитать здесь.

К экспедиции начал готовится ещё с Мая месяца. Поставил дистанцию, сделал сиденья, приобрёл и приколхозил ящики, в качестве багажников, и т.д и тп.

Выезд назначили 16 Июня. Николай (наш главный командор-капитан) сказал, что в Июне меньше всего штормов.

Он родился в Листвянке, и про Байкал знает не понаслышке. И вообще он Кулибин, как в народе говорят. Если хочешь вернуться живым из похода, то с Колей не пропадёшь! (Я впоследствии в этом убедился).

И вот настал долгожданный день, когда жёны машут слёзными платочками, мужики на берегу с завистью или с сожалением поднимают руку, и мы отчаливаем.

_DSC0328

Первый переход Листвянка-Хужир. Расстояние грубо 240 км. До Хужира нам нужно было добраться по причине того, что нас там ждали и менно 16 июня. Наш хороший друг, который ходит туда на  автобусе, привёз для нас 180 литров бензина для следующего перехода. По рассказам   местных жителей, то что продают на местной заправке, годится только для вихрей и им подобных двигателей. Короче мы перестраховались.

Вышли из Листвянки в 12 часов 16 Июня

Байкал радовал споконой волной. При хорошей развесовки шли в среднем 28 км/ч. Загрузка лодки120 л. топлива, два Хомяка по 90 кг. Барахла- аккумулятор, дистанционка   и прдуктов примерно150 кг. Двигатель 56 кг. В сумме грубо 500 кг.

Прошли 90 км. до Песчанки и встали пообедать. Вернее после песчанки, небольшая бухточка. Место-сказка!!! Скалу будто ножом пообтесали!

DSC_0493DSC_0499DSC_0502

Отобедав, пошли дальше.

Проходим Большую Голоустное.

Вроде далеко от берега, слышу характерный ХРЫСЬ, и подлёт сапога в воздух! Пиз- -ц винту. Оказывается вокруг Голоустной большая отмель.

От берега шёл метров 500!  Поднял сапог, смотрю только погнул, лопасти более-менее на месте.  Хорошо я запасливый. С собой четыре винта. Погнул 12 шага. Остались 13 шаг, но он под такой загрузкой на глиссер не вытянет, 11 шаг и 10 шаг. Ставлю 11-й. Прём дальше.

Доходим до Ольхонских ворот.

Второй экипаж ждёт. Надо Брызнуть. Дело святое.

Уже темнеет, хочется попасть в Хужир засветло, а до него ещё 40 км.

Гоним через ворота в малое море и вдоль ольхона , нужно идти примерно до середины острова.

В малом море гладь идиальная!!!

_DSC0274

Иду за Рибом. Там Николай с Юрой держат связь с Валерой на острове.

Мы с Володей за ними уже в полной темноте прём ориентируясь на их топовый огонь.

Наконец в 12 часов пришвартовываемся к катерам, стоящим в бухте на территории бывшего рыбзавода. Мужики принимают как родных! Валера организовал и стоянку и ужин и ночлег!!! Есть на Руси ущё люди, которые просто без наживы, готовы помочь!

17 Июня.  Переночевали, Валера на автобусе подвёз прямо к лодкам топливо, мы заправились.

Переход будет не маленьким, порядка 300 км. Следующую заправку планируем в Северобайкальске. Я взял «на грудь», вернее на корму  120 л. Бензина

Ну всё! Идём дальше (думал я по наивности) Второй экипаж замешкался возле берега, а мы с Володей полетели, ну типа догонят.

Заходим за мыс, а там такая волна!!!  Нас с Володей просто сбрасывает с глиссирования!!! Подлетаем на волне, мотор в воздухе ревёт, падаем кормой на воду, и всё!!! Водоизмещающий режим! Пытаемся опять выскочит, но нам это по тихой воде с трудом получалось, а по волне вообше никак!!! Подходит РИБ , Коля предлагает зайти за мыс и хорошо бурхануть. Тем более на этом мысе святое место .Мыс Бурхан, скала Шаманка. Так и делаем. Пристали в Бухте, которая сразу перед мысом, и бурханули плотно подкрепившись.

DSC_0868 DSC_0870 DSC_0871

Верите или нет, были там минут сорок, выходим-гладь!!!

Пошли на западную  сторону. Видим по  западной стороне гуляет гроза, и мы решаем немного наискосочек.

Проскакиваем удачно, всего ловим несколько капель. Впереди мыс Зама, это порядка 30 км. от Хужира если по прямой.

Зашли за мыс, а там колдовское озеро, как Коля его обозвал.

Встали на обед. Помылись, постирались.

Дальше идём в Байкало-Ленский заповедник на мыс Покойный. Переход порядка 85 км.

Вообще как кто называет. Кто мыс Покойники, кто Покойный. Мне больше по душе второе название.

Заходим в бухту.

Там егерь Сергей. Живет с женой Натальей  с 1989 года.

Очень доброжелательные хозяева. В то время когда мы общались с Сергеем, а это было примерно 10 часов вечера, его жена сидела в засидке и караулила с фотоаппаратом белого медведя-альбиноса! И скараулила!!! Сергей когда привёз её, около 11 часов, показал нам фотографии. Действительно бурый медведь, только шерсть абсолютно белая!  А ведь сидела без ружья, с одной рацией!  На этом он передвигается по суше

На этом по воде

Показывал нам фотоальбом с уникальными снимками! Действительно люди живут в гармонии с природой.

Ну ладно, отойдём от лирики.

Купили путёвку на посещение (500 р. с человека в сутки), и заночевали в вагончике с комфортом.

Утром собрались и полетели дальше. Решили остановиться на мысе Большой солонцовый. Там по карте есть озерцо, где можно спиннинг покидать.  Подошли к галечной косе, и пошли через бугорок. Прошли бугорок, действительно озеро. Шириной метров 10-15. А на той стороне пасётся медведь…

Я к лодке за видеокамерой, все давай его быстрее снимаь-фотографировать, ну типа чичас убежит… Ага… Он спокойно так посмотрел на нас, и решил поближе познакомиться. Давай пытаться переходить водную преграду, отделяющую нас от него.

Я гляжу, что для него перемахнуть эту лужу, примерно три хороших прыжка. Ну и по берегу мы не быстрее его бегаем. Короче рванули мы не спеша, но торопясь по лодкам, и стали его ждать уже на воде.

Но видимо он к нам потерял интерес как к пищевому разнообразию, и куда-то ушёл.

Пошли мы дальше на малый солонцовый, там тоже вроде озеро.

. Покидали на озере спиннинги, но безрезультатно. Время под вечер, решили дойти до границы Байкало-Ленского заповедника, и там заночевать.

На мыс Елохин, это граница с Бурятией и последний кордон заповедника, пришли уже часов в 9.

Нас встретил госинспектор Шляпин Алексей Васильевич. Пригласил в дом чаю попить. Согласились, но пока пили чай, налетела нехилая тучка, и за мысом начался просто ураганный ветер. Вообще хотели зайти за мыс и ночевать в зимовье на берегу. Но в такой ветер даже и думать забыли. Алексей Васильевич предложил переночевать у него. Мы с радостью согласились. У него была горячая баня, и мы хорошо отпарились с дороги.

Замечательный мужик. При разговоре выяснилось что он работал с моим отцом и прекрасно его знает. Воистину говорят мир тесен.

Утром  пошли дальше до Мужиная.

Зашли на первое озеро, начали кидать. Я вытащил пару небольших щучек.

Николай поймал окунька.Через час вышли на берег Байкала, и там встретили другое чудо.

DSC_0730 DSC_0732

Мужичок на каяке, лет 65 в одиночку чешет на вёслах в одну каску вдоль берега. На каяке установлен парус типа женского веера, можно правую сторону откинуть, можно левую или обе сразу. При ветре идёт под парусом, если ветра нет, то на вёслах. Мужик с Владимира, на пенсии ботаник-фотограф. Рыбу не ест. Спросили чем питаетесь, говорит утром кусок шоколада сьел, запил Байкальской водой, и всё!  Встретили его часа в 3 дня…

Пошли дальше. Есть ещё озёро. На берегах кое где лежат льдины.

Дошли до небольшой лагуны, там избушки охотников. Подсказали нам что можно в озеро зайти по протоке.

Мы попытались пройти но не получилось. Вода маленькая, через мель не проползли. До озера метров 20 осталось.

Покидали спиннинг, поймали ещё две небольшие щучки.

Тут же это дело пожарили, и сьели.

Часа в 4 продолжили путь.  Крейсерская скорость на РИБе была 33 км/ч. У нас на Ротане 28 км/ч.  Мы выходили раньше минут на 30. Николай с Юрой через некоторое время нас обгоняли и уходили вперёд. Когда расстояние увеличивалось до того, что начинала пропадать радиосвязь, они вставали и ждали нас.  Неудобно конечно, но что делать.

Таким темпом  к 22-30 подошли за мыс Лударь, оставив позади село Байкальское.       Появилась связь, отзвонились домой, и встали на ночлег.

DSC_0967 DSC_0971

Это была первая ночь, где нам пришлось спать по походному. Мы с Володей поставили палатку, Николай с Юрой спали в лодке.

_DSC0284

С утра пораньше рванули до Северобайкальска. До него было 35-40 км.

DSC_0002 DSC_0003 DSC_0064 DSC_0070

Мы заранее договорились с знакомыми, у которых родня в Северобайкальске. Нам обещали помочь с заправкой.  По прибытию отзвонились. Через некоторое время приехал на Ниве с прицепом Николай Иванович. Очень общительный дядька. Пока катались до заправочной станции, он нам как Гид показал  город. Спасибо ему огромное.

С бензином проваландались до 4х часов. Я взял на борт 150 л. У ребят на РИБе три бака. Основной 130 л. и два дополнительных по 100 л. Они залили 180 л.

Решили пока Байкал тихий рвануть на восточную  сторону.

DSC_0128 DSC_0132

Первоначальные планы были обойти весь Байкал. Но Володе нужно было 25 Июня уже быть на работе. Так  что пришлось сократить маршрут.  Через полтора часа  примерно дошли до бухты  Аяя.

Красивейшая бухта, где на дне лежат огромные валуны.

Решили  хорошо перекусить, отдохнуть и потом идти в Хакусы.

В Хакусы попали уже часов в 10.вечера.

Спросили сколько стоит переночевать в домике, оказалось 1200 с носа. Просто полежать в купели 200 р. с носа. Решили не останавливаться, идти дальше и если найдём хорошее место, то там и встанем на ночь.

Зайдя за мыс Самдаки увидели шикарный пляж. На берегу стол со скамейками, кострище.   Место лучше не придумаешь.

DSC_0331 DSC_0050

Встав утром посовещавшись решили ещё денёк здесь отдохнуть.

Постирали бельё, развешали. Покупались. Поймали пару харюзей, сварили уху. Короче не жизнь а малина. (Лучше бы мы прошли в этот день дальше!)

DSC_0096 DSC_0105 DSC_0149 DSC_0327

22 Июня с утра подул нехороший ветерок. Правда мы не особо придали этому значения, и с лёгким сердцем отправились дальше. План дойти до Чевыркуя, проскочив Баргузинский заповедник.

Часа в 3 встали на красивом каменистом берегу. Сварили обед.

DSC_0451 DSC_0452 DSC_0457

Переход предстоя порядка 200 км.  Короче с этого дня у нас начались гонки. Время поджимало. Начинал дуть Баргузин, а это ветер непредсказуемый. Может дуть 10 часов, а может двое-трое суток. Причём достигает приличной силы.

Худо бедно дошли до залива уже по хорошей волне.

Направились в Змеиную бухту, нужно было вставать на ночлег. После высадки на берег возле источников, мы срочно переименовали эту бухту в Комариную.  Такой плотной концентрации комаров возле фейса человека я больше нигде не встречал!!!  Ощущение такое, будто ты залез башкой в улей с разьярёнными пчёлами!  И только хорошая доза репеллента не давала растерзать тебя на куски. Интересно что они жрут когда нас тут нету?!

Пометавшись по заливу, находим боле менее продуваемое место с низким показателем количества комаров на душу населения.  В этот раз ночевали все в лодках.

23 Июня позавтракав выходим из залива Чевыркуй в обход Святого носа, и попадаем в ТАКОЙ   БАРАГОЗ что врагу не пожелаешь!

Здесь мы только выходим из залива

Делать нечего, идти надо. Волна была больше метра однозначно!.. С волны летишь как с горки, а на волну забираться, у двигателя кое как мощи хватает! Как на печку!

Тут я сразу вспомнил конструкторов лодки Ротан, и пожелал им крепкого здоровья и долгих счастливых дней жизни!  Самоотливной кокпит самое лучшее их достижение!

В таком режиме шли порядка двух часов. Встать и переждать практически негде. У ребят лодка тяжёлая расшибёт в три секунды. Везде каменные прижимы. Пришлось один раз даже вернуться на километров 5 назад, в боле менее подходящую бухточку.

Там простояли часов 6. Потом попытку повторили.

В общем еле как зашли в Баргузинский залив, встали за мыс Толстый. Нужно было просушиться, вещи в порядок привести, да и дело к вечеру решили заночевать.

_DSC0838 (1050) _DSC0853 (1065)

Утром 24-го пошли в Усть Баргузин. Была договорённость о помощи с топливом.

DSC_0924 DSC_0931

Шли 30 км.   Зашли в речку, причалили возле парома.

DSC_0951 DSC_0953

_DSC0891 (1103)

Телефон человека был недоступен. Связался  в Иркутске с товарищем который обещал помощь. Тот стал искать других, короче после двух часов ожидания к нам всё же приехал парнишка на легковой Хонде и свозил нас два раза на заправку. За что ему огромное спасибо. Спасибо Евгению, за то что всё таки организовал нам помощь!

На этот раз я взял на борт 110 л. топлива. Ребята 100 л. В режиме нонстоп, как мы шли по волне, двигатель жрёт бензин как свинья помои!

Забыл сказать, Володя, мой пассажир ещё с Хакус ехал в РИБе с Николаем и Юрой. Это позволило мне поднять скорость до 30-31 км/ч.

Прём дальше

_DSC0915 (1127) _DSC0928 (1140) _DSC0935 (1147)

Проходим посёлок Турка,

_DSC0998

и встаём на ночлег. В бухте довольно тихо.

Ставим с Володей палатку, ужинаем и вымотанные ложимся спать.

25 Июня. Ночью просыпаюсь от того, что бушуют волны.  Бегу на берег, вижу штормит не по детски. Лодка моя на месте привязанная. Начался Северо-западный ветер, направление прямо в берег.  Юра в «ползунках» пытается заякорить РИБа подальше от берега. Коля в лодке. Короче тот ещё кардабалет!  Кое как заякорились. Пошли мы с Володей досыпать. Вот когда оценишь лёгкий вес лодки! Вытащил на берег, и спи спокойно.

В шесть утра Николай просит помочь вытянуть лодку.  Он в Иркутске изготовил систему блоков. На каждой по три ролика. Усилие увеличивается в шесть раз.

Один блок к лодке, другой за дерево.  Вчетвером довольно легко затягиваем лодку по деревяшкам на берег. Шторм  помаленьку утихает, а выспаться надо. Ночка у них получилась беспокойная.

Часам к шести вечера немного вроде утихло. Спихиваем лодки и в путь.

Прошли часа два, опять поднялась нехилая волна. Метр не меньше.  Я прижался ближе к берегу в надежде что там потише. ( о чём впоследствии сильно пожалел)  РИБ шёл мористее.

Дохожу до Оймура. Штурман в другой лодке. GPSка у меня DAKOTA 20. Экран маленький а зрение у меня наоборот хреновое.  Дует хороший ветер, колбасит на волне. Короче залетел я можно сказать в болото. Глубина 1,5-2 метра и с водорослями…

На глиссер выйти не могу. Винт наматывает водоросли. В водоизмещении выбирался с этого болота полтора часа!  Всё это время мужики стояли в море и ждали меня. Благо связь по рации есть.  Наконец подошёл к ним, посмотрел картплотер, оказывается я в устье Селенги уже влетел.  Был бы штурман, наверное такого бы не случилось. Ну да ладно, надо идти дальше. Время 23-30 уже темнеет. Баргузин дует так, что лодку без паруса несёт хрен догонишь!  Иду за РИБом, волна примерно метр-полтора. Врезаюсь с разгона в волну. Фонтан брызг в два раза выше лодки, и через передний балон литров 100-150 воды в кокпит. Нос кое как всплывает на поверхность. Даю газу что бы был дифферент на корму. Вода бурным потоком прёт назад по ногам, и по шмоткам.  Опять выскакиваю кое как на глиссер, прохожу с километр, опять такая же песня. Всплываю, жму на газ, поток воды, выход на глиссер, полетел. Думаю что то не то. Включаю фонарик и вижу что мой тент, который был на носу, стал прекрасным бассейном!  Пузырь с водой литров 200! Пытаюсь его руками приподнять, чтобы слить, но не хватает пороху.  Подлажу коленками под него, и ногами как рычагом переворачиваю всю эту массу воды. Ебстественно на себя!  Воду слил, замотал тент чтобы больше в него вода не собиралась.

Час ночи. РИБа не вижу, прошу по рации, чтобы подсветили. Ага показался огонёк. До него километров пять-шесть. Пру на огонь. Опять большая волна, в темноте очень трудно оценить размер. Брызги, нос под водой, всплываю, газ в пол, на глиссер. Короче пока до них дошёл , тонул раз 10-12.  Всё дальше идти не могу. Николай по карттплотеру  заходит в водоизмещении в устье Селенги. Нужно спрятаться от большой волны и от ветра.  Я за ними. Идём по какой-то протоке. Справа и слева камыши. Мелко. Поднимаем моторы. Юра одевает ползунки, и тащит РИБа врукопашную. Я фраер берусь за вёсла, думаю пойду за ними на вёслах. Смотрю меня несёт ветром как товарняк и прямо в камыши!. Бегом одеваю тоже ползунки, сныриваю с лодки, хватаюсь за переднюю ручку, затормозил!. Пока я выёживался, меня отнесло метров на 200. Потащился к ним.  Глубина где по колено, где по пояс. Прогулка составила минут 30. Наконец пришвартовываюсь к ним с подветренной стороны. Втыкаю мотор в ил, морду вяжу к носу РИБа.  Натягиваем тенты. ВСЁ!  Юра наливает мне полный стакан водки, я его выпиваю. Показалось что выпил просто Байкальской воды!

Сьели по сухарику, надо как-то спать. А как спать, если всё мокрое? ..

Разматываем самонадувные кариматы, с них бежит вода ручьём. Хорошо я взял упаковку больших мешков для мусора. Одели мешки на кариматы как чулки. Спальные мешки были в гидромешках и остались слава богу сухими. Одежда моя была не суше кариматов вплоть до трусов!  Переоделся в то что осталось сухим в гидромешках. Время 02-50 Всё, отбой.

Не успели глаз сомкнуть, слышим рядом проносится лодка. Видимо водомёт. Браконьеры промышляют осётра. Коля на всякий случай зажигает топовый огонь, а то впендюрятся в темноте.

26 Июня. В 5-30   Николай трубит подьём. Нужно выбираться из этого болота. Баргузин немного стих. Юра одевает ползунки, Я тоже.

Тащим лодки поглубже, что бы была возможность идти на моторе.  Я, понимая ситуацию, что когда я буду заводить свой двухтактник на холодную, меня опять утащит ветром на мель, прошусь к ним на буксир.   Меня цепляют на верёвку и малым ходом тралят в промежуток между вешками.(ночью мы их не увидели)   В это время завожусь, грею мотор.  Выходим за вешки, отцепляюсь, и ходом на посольский сор.

Обойти устье селенги это порядка 60 км. Мы оказались в аккурат в самой дальней точке от материка. Прошли около двух часов, и зашли в посольский сор. Это огромная коса, посередине небольшой пролив. Заходим через этот пролив внутрь, и останавливаемся поесть. Мужики готовят завтрак, а Я как всегда танцы с бубном вокруг бензина. Надо маслом развести, расходный бак долить, распределить бензин по лодке равномерно, короче геморрой.

Дали мне верхнюю одежду, у кого какая была. Моя вся промокла.

Покушали, и дальше в путь. Решаем идти до Танхоя, а там перепрыгнуть на Листвянку.

Володе уже 2 дня как на работе надо быть. В Танхой приходим в 5 часов. Коля позвонил  родственнику Александру в Листвянку, спросил обстановку. Саня сказал что пока тихо. Видим с Култука прётся огромная туча  и ветер Култук начинает передавливать баргузин.

Коля говорит что у нас час-полтора времени пока идёт борьба ветров. Байкал в это время боле менее спокойный. Если опоздаем, на середине будет полный п—-ц! Даже не «брызгая» с мужиками перед прыжком, бегом доливаю бак до полного, и ходу. Через полчаса  пошли огромные покатые барханы. По таким идти можно, даже интересно. Волны длинные, лодка не подпрыгивает.  Я до этого поставил 13 винт, и сейчас шёл 35-36 км/ч. Лодка пустая груза мало, красота!

_DSC0179 (357)

Впереди виден исток Ангары

_DSC0187 (373)

Через час с небольшим, останавливаемся в километре от берега, достаём ракету, пускаем в воздух, бурханим по чуть-чуть. На берегу уже ждут родные и близкие.

Всё. Поход закончен…

_DSC0191 (381)

Резюме:

Конечно весь Байкал обойти за 10 дней просто не мыслимо.

Мы прошли 1460 км.

Вышли 16 Июня в 12-00 с Лисвянки. Пришли обратно 26 Июня в 18-30

Ротан 420М мотор сузуки30  2х т. Расход составил в среднем около 30 л. на 100 км.

Загрузка лодки максимум около 470-500 кг. смотря сколько бензина. Это учитывая вес мотора, но не учитывая вес лодки.

Вывод. Лодка по безопасности 5+.

Комфортно себя чуствуешь в волну до метра.

Нужен для такого похода 4х тактный двигатель.

Совет.  Если собираетесь идти в хорошую волну, обязательно вместе с чекой двигателя, привязывайтесь сами к лодке.  Если бы я свалился с лодки, то она конечно бы заглохла, но ветром её утащило бы очень далеко. На Байкале это смерть. Вода  холодная, больше 10 минут не пробарахтаешься.

Удачных путешествий!

Подпишитесь на мой сайт, и все новые статьи Вы будете читать первыми.