Корабли Байкала.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus

Корабли на Байкале.Судоходство на Байкале началось с 1643  года.  Первые 7 лет оно было нерегулярным и проводилось только для сбора ясака (дани)  на кочах ( поморское, деревянное, одномачтовое, плоскодонное, однопалубное промысловое, парусно-гребное судно XI-XIX веков. Кочи первоначально строились без применения металлов. Оснащался мачтой, навесным рулём и вёслами. Корпус судна противостоял сжатию во льдах. Был распространен в Сибири. Длина судна от 10 до 25 метров, команда от 10 до 15 человек, осадка 1—1,5 метра, скорость при попутном ветре 6—7 узлов, грузоподъемность до 30 тонн.   ) и шитиках, это небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10 м, ширина до 4 м.

С 1650 г. Началось постоянное судоходство через Байкал, предназначенное для нужд дипломатических и административных служб.

В 1764 г. было открыто адмиралтейство в Иркутске, просуществовавшее до 1839 г. Оно осуществляло руководство судоходством и морскими исследованиями не только в Восточной Сибири,  но и на Дальнем Востоке. При Адмиралтействе существовала Охотская морская команда, которая наряду с другими работами производило топографическую съемку берегов Байкала. Школа навигации и геодезии была открыта в 1754 г.

В 1844 г. были построены два буксирных парохода: один с машиной в 30, а другой в 50 л.с. Нередко случалось что эти пароходы при сильных встречных ветрах бросали буксируемые ими баржи, а потом, когда стихал ветер, находили их в озере.

Часто Корабли Байкала работают  в очень сложной, экстремальной погодной обстановке. Так самая крупная катастрофа произошла осенью 1902 г. в районе Малого моря сильно пострадал пароход Александр Невский, погибли буксируемые им баржи, на которых возвращались с путины рыбаки с семьями. Катастрофа произошла перед мысом Кобылья Голова, при выходе из Малого Моря  в Малые Ольхонские Ворота. Ветер Сарма развился так стремительно и так сильно, что команда парохода вынуждена была обрубить буксиры и оставить баржи на произвол судьбы. Одну баржу которая шла последней выбросило на песчаную отмель, и люди на ней спаслись. А две другие выбросило на камни у мыса Кобылья Голова. Было уже холодно, баржи сильно обледенели, и даже те немногие люди, которым удалось выбраться на берег, погибли от переохлаждения.

В 1900 г. на воду был спущен ледокол «Байкал», а в 1903 г. ледокол «Ангар». Построены они были в Англии фирмой Амстронг, а собраны из частей в посёлке Листвянка на судоверфи. Эти ледоколы в тяжёлой ледовой обстановке совместными усилиями совершали регулярные рейсы, преодолевая лёд толщиной до 50-60 см. Предельная толщина льда, которую преодолевали ледоходы от 60 до 100 см.

Ледокол «Байкал» имел водоизмещение около 4200 т. «Ангара» около 1400 т. «Байкал» был самым мощным паромом ледокольного типа и вторым после «Ермака» по мощности, водоизмещению и способностью взламывать лёд. Он имел длину 290 футов это примерно 88 м. и ширину 57 футов-23 м. три паровых машины общей мощностью 3750 л.с. три гребных винта. На «Байкале» было 3 палубы, на второй палубе три железнодорожные ветки, он принимал 25 вагонов, ледокол имел трюмный груз 800 т. В каютах верхней палубы размещалось до 300 пассажиров.

Судьба «Байкала» незавидна. После пожара во время гражданской войны в августе 1918 г. у пристани Мысовая, он был разрезан на металлолом. Ледоколу «Ангара» повезло больше. Его сделали музеем, стоит он в Иркутском водохранилище возле микрорайона Солнечный.

Не только перевозкой людей и грузов занимаются корабли Байкала. В 1916 г. был построен исследовательский катер «Чайка». Для его постройки использовались средства Академии наук и частные пожертвования. Правда просуществовал он недолго. После него Байкальской экспедицией Академии наук был построен новый катер, точная копия первого, который прослужил около полувека. Для деревянных судов это хороший срок.

В настоящее время самое крупное судно на Байкале «Г.Ю.Верещагин» Лимнологического института Сибирского отделения Академии наук. Построено в 1962 г. в Киеве на заводе «Ленинская кузница». На Байкал доставлено в разобранном виде, на судоверфи в пос. Листвянка собрано и спущено на воду. Его водоизмещение 560 т., длинна 43,6 м. ширина палубы 7,8 м.

Оно имеет 6 оборудованных лабораторий, в которых одновременно могут работать 15 исследователей различных специальностей. Это судно оснащено эхолотом, радиолокаторами, судовыми дистанционными метеостанциями, гидрологическими глубоководными лебёдками, траловой лебёдкой, глубоководным якорным устройством, позволяющим стать на якорь на любой глубине Байкала.

Вот такая краткая история судоходства  и наиболее крупных кораблей бороздивших и бороздящих Байкальские просторы.

 

Подпишитесь на мой сайт, и Вы будете читать все новые статьи первыми.

Оставить комментарий

Следуй за мной.
Подпишитесь.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Новости туризма
Новости